ugputu: (Default)
Съездили, посмотрели. В целом довольны, не столько даже увиденным (и вокруг нас и по дорогам монтанщины красот не хуже Йеллоустоунских вайлом), сколько тем, что больше не будет преследовать ощущение, что вот оно было "под рукой", а мы так и не собрались.
За что [livejournal.com profile] hirosimez большое спасибо.

Кемпинги в популярных местах обычно надо бронировать за месяцы вперед. Удивительно, но я нашел места на выходные в конце июня имея в запасе всего три дня. Только ужасно не понравилось, что при резервировании мест совершенно незаметно произошла подмена и вместо кемпинга у каньона достался другой, хуже расположенный и более бедный. Итого палатка стояла на залитом солнцем и перепаханном землеройками поле и в душ приходилось ездить за несколько километров. Жить можно, но последователям я бы все же рекомендовал Каньон, а не Bridge Bay. На территории парка есть и заправки (с канадскими ценами) и лед и дрова. Есть и рестораны с магазинами, но о них ничего сказать не могу - мы все нужное закупили по дороге в Волмарте на американской стороне (напоминаю, через границу нельзя возить ни мясо, ни фрукты-овощи) и готовили как привычно, на костре и газовой печке.

О Йеллоустоне пишут, что в нем "находится половина геотермальных источников в мире" (вики).
Как зрелище они довольно убоги. Извержения гейзера можнно просто не дождаться. Самый большой (высокий) в мире гейзер последний раз всерьез извергался в 2005 году, а большую часть времени только поплёвывает. К регулярно извергающему Старому Верному близко не подойдешь, маленькие похожи на прорыв канализационной трубы зимой - в основном парят и воняют. Разве что причудливость проломов и бассейнов да разноцветные колонии бактерий по берегам смотреть. Особенно симпатичны они на террасах возле Мамонта, где вода не кипит. Посмотрели. Красиво, но фотографии профессионалов круче. А "грязевой вулкан" вообще пакость.
Кста, о вулкане. Почти все посетители нынче грамотные и знают, что Йеллоустоун - один из самых больших в мире супервулканов и последним взрывом с него "сорвало крышу" размером около 50*70 километров, а всего в воздух выбросило около тысячи кубических километров (вы можете себе представить такой объем? я - нет!) всякой дряни, которую разнесло почти по всей Северной Америке. После взрыва грунт еще просел, но впадину практически не видно потому почти что всю ее потом заполнило лавой. Экскурсоводы (они почему-то водят группы бесплатно) говорят, что причина таких катастрофических последствий перегрева в вязкости магмы в этом месте из-за высокого содержания кремния. Всякие соединения кремния выносятся наверх и гейзерами и более холодными источниками и превращают окрестности в околомордорский пейзаж с наполовину окаменевшими трупами елок, торчащими из светлосерой рыхлой корки.
Елкососны, кста, там водятся чуть ли не одного единственного вида. Забыл как называется. Молодые выглядят как елки, а старые сбрасывают нижние ветки как сосны. Елкососнам в Еллоустоуне мрачно - их снизу заливает кремнием, который мешает нормально снабжаться питанием из почвы, сама почва очень тонкая и корни приходится распластывать прямо под поверхностью из за чего деревья часто валит ветром или оползнями (булкан пусть и не сильно, но ежедневно землетрясет, из-за чего источники часто меняют свои выходы, а гейзеры - силу и периодичность извержений). Но хуже всего пожары. Парк находится на значительной высоте (выше 2 км и до трех, поэтому ночью холодно всегда - не забывайте носки и шапочки), солнце летом сильно греет (солнцезащитные средства обязательно!) и постоянно собирает над горами грозовые облака. Летние пожары - обычное дело, но в 1998 году лето было особенно сухим и горело, без преувеличения, везде. В парк согнали несколько тысяч пожарных со всей Америки, но так до осенних дождей и снега не потушили - выгорело около трети территории, в гектарах какое-то охрененное число. В таких пожарах погибают все деревья, но только помянутая елкососна возрождается аки птица феникс. У этого вида есть уникальный второй вид шишек, покрытых толстым слоем воска, плавящемся при температурах в нормальных условиях недостижимых. Грубо - при пожаре. К концу пожара хорошо прогревшиеся шишки "взрываются" семенами, раскидывая их в удобренную пеплом землю и елкососны всходят густыми рядами, давя все остальные виды деревьев.
Пожары 98-го года были такими зверскими, что заставили переосмыслить стратегию борьбы с ними. До людей наконец дошло, что в природе пожары неизбежная часть жизни, и раз леса вокруг стоят, значит природа как-то умеет с этим справляться и совершенно не нужно ей мешать. Горит - ну и пусть. Старое помрет - будет место для молодого. Так что теперь пожары тушат только если они угрожают инфраструктуре - гостиницам, дорогам и т.д. Тем более, что зверье тоже как-то справляются. Ни насакомых не убывает, ни стада живности не переводятся. Живности, кста, много. И если медведей грызли нам не досталось, то всяких оленей и "байсон" (дураку не меньше минуты потребовалось чтобы понять, что это бизоны) вокруг вайлом. Бизоны шляются как индийские родственники где хотят, и с места на место им удобнее ходить по дорогам, а не продираясь по елкам. Учитывая, что веса в них может быть до тонны, лучше по дорогам не гонять, особенно ночью. Ночные кадры не вышли, а дневных бездельных бизонов будет.
Йеллоустоун назван по имени реки, та течет из здорового одноименного озера, радуя туристов каньоном и водопадами, а рыбаков возможностью ловить форель. Из озера вроде как тоже ловят, но я не рыбак, узнавайте сами что-где-почем и сколько из выловленного разрешают оставить.
Date/Time: 2011-08-03 18:31 (UTC)Posted by: [identity profile] chucha-morskaya.livejournal.com
Про шишки очень интересно!